Сборник Ф. И.
Леонтовича «Адаты кавказских горцев» (Одесса, 1882-1883) занимает в истории
этнографии Кавказа особое место, так как в нем в обобщенном виде воспроизведены
материалы по обычному праву народов Северо-Западного и Центрального Кавказа,
собранные в 40—60-х годах XIX века офицерами Кавказской линии. Изданию
предшествует обширное введение, представляющее из себя очерк истории собирания,
а также общую характеристику адатного права горцев Кавказа и их обычноправовых
институтов.
Сборник Ф. И. Леонтовича и поныне остается одним из важнейших источников для изучения общественного строя и обычного права народов Кавказа.
Сборник Ф. И. Леонтовича и поныне остается одним из важнейших источников для изучения общественного строя и обычного права народов Кавказа.
Формат издания -- 207х257 мм (А4)
Количество страниц --866
Переплет -- Обложка
Цена -- 1740 руб.
Мы отправляем Почтой России в любую точку мира.
Отправку гарантируем. С момента отправки вам будет выслан
код отслеживания отправления.
В вашем заказе должны быть указаны:
1.
Наименования книг.
2.
Количество экземляров.
3.
Страна получателя.
4.
Область/штат/провинция/район.
5.
Наименование населённого пункта получателя.
6.
Почтовый индекс.
7.
Адрес получателя.
8.
Фамилия, имя, отчество Получателя.
9.
Номер мобильного телефона для получения
СМС-уведомления.
По России высылаем Почтой России наложенным платежом.
За пределы России отправляем после поступления предоплаты.
В течение дня, с момента поступления заказа, к вам будет
отправлена бандероль с вашим заказом.За пределы России отправляем после поступления предоплаты.
Справки по телефону: +7-988-582-36-68
Вступление.
Интерес к изучению туземных народов и их
обычаев возник в европейских странах с идеей несения миссии белого человека в
Африку, Азию, Америку. Кавказ для европейца был типичной Азией, ещё более
дикой, чем Турция. Но Россия не строила планов по превращению Кавказа в
колонию, а рассматривала его как одну из губерний, на которой проживают иные,
чем русские народы. Но родственные по общему происхождению и истории. Ещё одну
новую губернию. И тут вставал вопрос о налаживании нормального взаимодействия
между бытовавшей местной системой неписаных
законов и общеимперским законодательством. Если быть более точным, то вопрос
затрагивал более глубокую проблему.
В Евразии шло столкновение цивилизаций.
Европейской, частью которой была русская культура и государственность. И семитской,
выразившейся в привнесении магометанства на склоны кавказских гор. Русские учёные
и военные неспроста изучали этот край. В первую очередь учёных мужей интересовала
бытовая и правовая культура осетин, в их глазах несомненно принадлежащих к древней
семье народов арийского корня, и сохранившей, по их мнению, много анахронизмов
присущих древним племенам белого человека -- до разделения его на германские,
славянские, балтские и иранские народы. Немало подвигало в поисках то, что до прихода монгол князья Руссов
бывали консортами грузинского царского дома, вливая свежую кровь северян в
одряхлевшую династию.
Христианские Цари Грузии, Армении, Осетии и
Черкесии, благородные уздени и алдары -- все они свидетельствовали о седой
индоевропейской истории, сопрягшейся с пышнотой восточной неги. Чувства были
весьма разными. Пушкин, проезжая Кавказ писал: «Черкесы нас ненавидят... Дух
дикого их рыцарства заметно упал. Они редко нападают в равном числе на казаков,
никогда на пехоту и бегут, завидя пушку. Зато никогда не пропустят случая
напасть на слабый отряд или на беззащитного. Здешняя сторона полна молвой о их
злодействах...Что делать с таковым народом? Должно, однако ж, надеяться, что
приобретение восточного края Черного моря, отрезав черкесов от торговли с
Турцией, принудит их с нами сблизиться. Влияние роскоши может благоприятствовать
их укрощению: самовар был бы важным нововведением... Черкесы очень недавно
приняли магометанскую веру. Они были увлечены деятельным фанатизмом апостолов
Корана, между коими отличался Мансур, человек необыкновенный, долго возмущавший
Кавказ противу русского владычества, наконец схваченный нами и умерший в
Соловецком монастыре. Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для
нашей ленности в замену слова живого выливать мертвые буквы и посылать немые книги
людям, не знающим грамоты».
Но российская власть не лелеяла планов по
перестройке культурного кода местных народов. Он её не интересовал. Её интересовали
налоги и безопасные коммуникации с Закавказьем. Управляющей элите требовалось
выработать возможно более бескровный механизм адаптации кавказских сообществ в
пространство Российской империи. Именно для изучения общественной стороны жизни
кавказских горцев и были направлены усилия. Что было не просто в неписьменной стране.
Многие возмутятся, справедливо указывая на образованных людей попадавшихся
тогда в горах, но народ считается письменным тогда, когда у него существует
своё письмо и книга Божественных откровений на собственном языке. Но вернёмся к
адатам.
Обычное право не представляет кавказской
специфики. Оно отмечено у самых различных народов разных регионов от древности
до наших дней, от африканских равнин до азиатских вершин. От берегов Северного
Ледовитого океана до пустынь Австралии. У мусульман Кавказа за ним закрепилось
арабское понятие адат («обычай»). В этом значении слово вошло почти во все
кавказские и тюркские языки, а через них и в русский. Почти у всех народов имеются
его местные домусульманские синонимы. Например, аварцы Дагестана прежде
называли его балъ (произносится как «батль»), даргинцы — зегъа, чеченцы и
ингуши — хъел (произносится «кхел»). Тюркоязычные народы нередко использовали в
том же значении слово «тюре». Аварское батль — это еще борозда от плуга. Относя
этот термин к обычному праву, аварцы уподобляли его неизгладимому следу,
определяющему физиономию народа. Даргинское зегъа можно перевести как «суд по
адату». Понятиями тюре и кхел обозначали собрания или сходы селений и народов,
на которых до российского завоевания принимались правовые адаты.
В категорию адата входит кровная месть, выкуп,
уплачиваемый родом жениха родственникам жены (тюрк. калым), очищение
обвиняемого коллективной присягой на Коране его наиболее уважаемых сородичей и
многое другое. К числу неправовых обычаев на Кавказе относят почитание старших,
гостеприимство (тюрк. куначество), обычай отдавать детей из родов знати в семьи
более низкого происхождения, в семьи простолюдинов.
Интересно, что именно на Кавказе были
выработаны классические, хотя и во многом отвергнутые сегодня интерпретации
обычного права. Знаменитый историк и социолог права Максим Максимович
Ковалевский (1851-1916) считал адат осколком первобытного социального и
юридического быта, который сохранился у кавказских горцев благодаря удаленности
и замкнутости их обществ до середины XIX века.
Последователь Ковалевского Александр Михайлович Ладыженский
(1891-1972) образно называл кавказский адат «эмбрионом» права. Концепция
первобытной основы адата, укорененности
его в родовой общине серьезно повлияла на социалистические учения рубежа ХІХ-ХХ
веков, включая знаменитую теорию Карла Маркса. Советские этнографы второй
половины XX века справедливо критиковали Ковалевского за чрезмерную архаизацию
современного ему горского общества, но сами впадали в другую крайность. Они
считали основой адата сельскую общину, но рисовали ее себе по материалам
сельских обществ, созданных русскими во второй трети XIX столетия по образцу
русской пореформенной крестьянской общины. Наиболее видный представитель этой
школы — дагестанский этнограф Мамайхан Агларович Агларов.
С изучением кавказского адата до сих пор связан
целый ряд ошибочных клише. Так его нередко представляют отдельной самостоятельной
правовой системой. Между тем, например, у мусульман региона он всегда был тесно
связан с исламским правом (араб. «шариат»). Многое в адате, то же уважение к старикам,
ничем не противоречит исламскому образу жизни, так как сами арабы ко времени
принятия ислама находились на довольно низком уровне развития, в большинстве
случаев придерживаясь родоплеменных отношений, вошедших в шариат. Кроме того,
местные обычаи на протяжении более тысячи лет вобрали в себя многие принципы и
нормы шариата. Это не удивительно. Халифы, завоевав Кавказ, распространили нормы
шариата на Закавказье, а с XIV века, после падения поликонфессиональности в
Золотой Орде, ислам со своими нормами и истреблением иноверия проникает на
Северный Кавказ. Мусульманские юристы и правители долго и не всегда успешно
боролись с противоречащими шариату нормами адата. Это связано с тем, что ислам
был религией завоевателей.
Летом 1475 года турки-османы, захватившие
территории бывшей Византийской империи, высадили большой десант Гедик
Ахмед-паши в Крыму и Приазовье, захватив все генуэзские крепости (в том числе
Тану на Дону) и греческие города, включив их в состав Османского государства.
Так магометанство начало своё шествие по Западному Кавказу. На восточной части проникновение
семитской религии шло из Персии. И хотя сценарий был несколько иной, но методы
схожи. Таким образом адаты стали той важной частью народного сознания, где
укрывалось оскорблённое завоеванием национальное чувство. Такая трактовка
сохранялась и далее. Недаром эпоха правления имамов Дагестана и Чечни XIX века сохранилась
в памяти кавказских горцев как «время шариата», кровавого преследования «во имя
веры» собственных политических противников, в отличие от предшествовавших ей
«времен адата» и понятной и простой кровной мести. Имам Шамиль вырезал целые
сёла, других переселял в горы, и везде запрещал противоречащие шариату адаты,
вводил шариатские нормы наследования, общественного поведения, одежды и быта,
но вместе с тем был вынужден и следовать адатным нормам, например, в области
процессуальных норм судопроизводства
и уголовного права. Но и адат в ответ сильно повлиял на шариатские практики в регионе. В частности, этим
объясняется отсутствие здесь применений уголовных норм худуда,
предусматривающих за нарушения общественной нравственности членовредительство
(отрубание рук и ног ворам-рецидивистам и прочее). Кстати, именно безумное
насаждение средневековых норм шариата в Чечне и вызвало перенастройку
общественного сознания к боевикам, переход крупных групп населения на сторону
федеральных властей России.
Для сменившей Шамиля Русской власти было
естественным признать за адатом силу закона в пределах установленной для горцев
Северного Кавказа системы военно-народного управления (1860-1917).
При этом против некоторых норм адата, таких как
кровная месть, имперская и советская Россия долго боролась.
В 1928 году для искоренения их были приняты
даже дополнения к Уголовному кодексу РСФСР, составившие его отдельную X главу
«Преступления, составляющие пережитки родового быта». Аналогичные нормы существовали
в законодательствах советской Грузии и Азербайджана. С некоторыми правовыми и
неправовыми обычаями, такими как авторитет старших, российское государство,
наоборот, легко уживалось и даже пыталось опереться на них во второй половине
XX века. В позднее советское и постсоветское время в регионе работали созданные
властями при помощи этнографов Советы старейшин.
Не надо думать, что российский Кавказ — это
место, где люди живут по неизменным дедовским адатам. Это не совсем так, хотя
адат до сих пор оказывает определенное влияние в регионе. Очень многие обычаи
до неузнаваемости изменились за
последние два столетия, пока Кавказ
находился в составе России. Трансформировались обычаи и обряды кровной мести.
Некоторые правовые и процессуальные адаты уже не практикуются, как, например,
коллективная очистительная присяга. Есть и исчезнувшие в новое время адаты.
Хороший пример тому — обычай, носивший в
Дагестане название ишкиля. Под этим термином, этимология которого до сих пор
точно не ясна, в Дагестане уже в XV веке понимали право истца напасть на
односельчан ответчика и захватить в заложники их самих или их собственность,
пока ответчик не выплатит просроченный долг или не удовлетворит истца
исполнением иного рода обязательств.
Синонимом ишкиля служило тюркское слово
«баранта». Захватить ишкиль истцу обычно помогал его гостеприимец (кунак) в
обществе, где жил ответчик. Он брал у него скот, оружие и даже захватывал в
заложники людей либо давал знать односельчанам истца, и те делал и то же самое.
Известны случаи, когда у общины (джамаата)
забирали обувь, оставленную во время коллективной пятничной молитвы у входа в
мечеть. Имущество и людей возвращали, когда община заставляла ответчика так или
иначе возместить ущерб истца. Одной из причин ишкиля была дробность правового
поля региона, ограничение адата (да и толкование шариата) рамками союза общин
или отдельного мусульманского ханства. Завоевание региона привело к созданию
единого российского правового поля и новых органов правосудия. Ишкиль потерял
смысл и уже во второй половине XIX века совершенно исчез.
Ислам как система вообще против национального
деления, как и раннее христианство, где «... нет ни эллина, ни иудея». Коран лелеет
один язык, арабский. Он ломал самобытность народов Кавказа, рушил привычную
систему народного устройства, привязывая своих последователей к цивилизационным
ценностям аравийских семитов. И их политических покровителей, султанов
Османской империи. Ожидаемо в противовес турецко-исламскому нивелированию
Российские императоры сделали естественный шаг, взяв под свою защиту кавказские
народности. И народные адаты.
Современная Россия предоставила народам Кавказа
уникальную возможность самим устраивать свою внутреннюю жизнь, без указок из ЦК
КПСС. И здесь важнейшую роль играет вдумчивое и творческое изучение наследия
предков, переосмысление старых обычаев, в которых сокрыт дух народа, заложена
программа его регенерации. Чему и посвящена наша работа над данной книгой. Историю
и свою судьбу делают люди.
Удачи
вам, наши читатели!
Быкадоров В.Н. историк, казачий генерал-майор
ВВД
Содержание.
Биография. ……………………………………………...………………………………..3
Награды.
………………………………………………………………….………………4
Научная работа.
……………………………………………………………………….…5
Труды.
………………………………………………………………………………...…5
Вступление.
………………………………………………………………………………8
Выпуск первый. Материалы по
обычному праву северного
и восточного Кавказа. …………………………………………………………………………….….13
Оглавление.
……………………………………………………………………………....15
Предисловие.
……………………………………………………...………………..21
Научное значение
обычно-правовых материалов. ……………………………………...….21
Адат, его названия.
……………………………………………………………..……….24
Происхождение адата.
…………………………………………………………………...27
Маслагат судебный
(третейский). ……………………………………………………….27
Маслагат вечевой.
…………………………………………………………………….....31
Действие адатов.
…………………………………………………………………….….33
Партикуляризм адатов.
…………………………………………………………………44
Шариат и его влияние на адат.
……………………………………………………..……47
Русское право и его влияние на адат.
…………………………………………………..…55
Кодификация адатов. …………………………………………………………………....61
Старые сборники адатов (до 40-х годов). ………………….…………………………...….62
1. Аварские адаты (сбор. Омар-хана, XI в.). ……………………………………………....62
2. Кайтахские адаты (Рустем-хана, XII в.). ……………………………………………...63
3. Кайтахские адаты (уцм. Ахмета XYI в.). …………………………………………...…65
4. Бежидские адаты (древн. времени).
………………………………………………….....65
5. Древние обряды кабардинцев (конца прошлого
века). …………………………………....67
6. Народное условие кабардинцев после чумы
(1807 г.). ……………………………….…....68
7. Дополнительный обряд кабардинцев (после 1822
г.). ………………………………...….70
8. Адаты осетин (1836 г.).
…………………………………………………..……………71
История составления сборников в 40-х годах.
…………………………………...………..72
9. Адаты чеченцев и кумыков (сбор. Фрейтана,
1843 г.). ………………………………….76
10. Адаты кабардинцев, малкарцев и дигорцев
(кн. Голицина, 1844 г.). ……………………79
11. Адаты осетин и чеченцев (Норденстренга,
1844 г.). ………………………..………….80
12. Адаты черноморских черкес (Кучерова, 1845
г.). ………………………………………81
13. Свод адатов северного Кавказа (Ольшевского,
1847 г.). ………………………………...82
14-16. Адаты о калыме и штрафе у осетин,
чеченцев, кумык и черноморских черкес
(сборники 1849 г.).
…………………………………………………….…………………85
Сборники адатов 60-х годов.
……………………………………………………………...86
17-21. Сборники адатов Терской области (осетин,
чеченцев и кумыков, 60-х годов). ………88
22-27. Адаты Дагестанской области (округов
Даргинского, Гунибского, Казикумухского, Андийского, Кюринского,
Кайтаго-Табасаранского и Самурского). …………………...….91
Частные сборники кавказских адатов.
…………………………………………………...92
План изложения сборника.
…………………………………………………….………..100
Материалы по обычному праву кавказских горцев. ……………………………..…102
Отдел первый. Переписка кавказского горского управления по собиранию
сведений об адатах кавказских в 40-х годах настоящего столетия. ……………………..……………103
1. Доклад 1 февр. 1841 г. О собирании сведений
об адатах и переводе на русский язык правил шариата.
………………………………………………………………...……………..104
2. Докладная записка (о том же, до 11 дек. 1842
г.). ……………………………………..107
4. Приказ 6 фев. 1843 г. о приобретении книг
шариата. …………………………………111
5. Отношение ген. Гурко, 29 мар. 1843 г.
начальнику правого фланга, ген. Ольшевскому, о собирании сведений о местных адатах
. …………………………………………...…..112
6. Рапорт начальника левого фланга, ген.
Фрейтага, 26 июня 1843 г., о мерах по собиранию на месте сведений об адатах .
…………………………………………………………..113
7. Уведомление начальника центра, ген. кн.
Голицина, 26 дек. 1843 г., о ходе работ по собиранию сведений об адатах .
……………………………………………………...….115
8. Уведомление
командующего правым флангом,
ген. Ольшевского, 26 дек. 1843 г., о том
же. ……………………………………………………………………………………..115
9. Рапорт начальника центра, ген. Голицына, 26
фев. 1844 г., с представлением сборников адатов кабардинцев, малкарцев и
дигорцев. …………………………………….…….….116
10. Рапорт владикавказского коменданта, полк.
Несторова, 31 мар. 1844 г., с представлением сборника адатов осетин и чеченцев.
……………………………………………………..118
11. Рапорт
командующего Черноморской линией,
ген. Рапшиля, 30 мая 1845 г., с представлением сборника адатов
черноморских черкес. ……………………………….…118
12. Приказ по ген. штабу, 24 авг. 1845 г., о
составлении общего свода адатов северного Кавказа. ………………………………………………………………………..………119
13. Приказ начальника штаба, ген. Филипсова, 10
сент. 1845 г., кап. Ольшевскому, о составлении свода адатов.
…………………………………………………………...….120
14. Отношение начальника штаба, 25 сент. 1845
г., начальнику правого фланга, о доставлении сведений о местных адатах.
……………………………………………….121
15. Приказ
начальника штаба, 6 июня
1846 г., о мерах
по составлению полного
свода адатов. ……………………………………………………………………………...….122
16. Отношение начальника штаба, 6 июня 1846 г.,
начальнику правого фланга, о собирании на месте сведений об адатах.
………………………………………………...…………122
17. Рапорт кап. Ольшевского, 27 авг. 1847 г., с
представлением сборника адатов северного Кавказа и программы собирания
дополнительных сведений об адатах. ………...………..123
18. Отношения начальника штаба, 9 мар. 1819 г.
местным начальникам о доставлении дополнительных сведений об адатах.
…………………………………………..………..125
19. Рапорт начальника Владикавказского округа,
27 мар. 1849 г., с представлением дополнительных сведений об адатах. ……………………………………………...…….126
20. Отношение начальника штаба, 19 апр. 1849
г., о доставлении сведений об адатах горцев управления правого фланга. 21.
Рапорт начальника центра, 4 мая 1849 г., с предоставлением выписки из обрядов
кабардинцев, балкарцев и дигорцев.
…………………………………126
22. Начальника левого фланга, 9 июня 1849 г., с
предоставлением дополнительных сведений об адатах чеченцев и кумык. ……………………………………………………...……127
23. Начальника правого фланга, 9 мая 1849 г., о
неуспешном ходе дела собирания местных адатов.
……………………………………………………………………………...….127
24. Начальника штаба, 13 июня 1849 г., об
ускорениии собирания сведений об адатах горцев управления правого фланга.
……………………………………………..………………128
25. Командующего Черноморской линией, 28 июля 1849
г., с представлением дополнительных сведений о местных адатах.
………………………………………………………….....128
Отдел второй. Адаты черкес бывшей Черноморской кордонной линии …………….129
А) Собрание сведений,
относящихся к народным учреждениям и законоположению горцев – адату, 1845 г.
(Кучерова). Сведения об обычаях кавказских горцев, в каждом обществе или
народе, собранные из расспросов их самих. ……………………………….....……….130
I. О разных родах сословий,
различии и преимуществе прав, им присвоенных; обязанности и взаимные отношения
сословий. …………………………………………………....…….130
II. О дворянстве.
…………………………………………………………………..……133
III. О духовенстве.
…………………………………………………………………...…142
IY. О простом свободном
народе. ………………………………………………..………147
Y. О крепостных людях.
………………………………………………………...………150
YI. Об адате или суде по
обычаям горцев. ……………………………………………….153
YII. О наследстве и духовных
завещаниях (отношениях родителей к детям и супругов между собою).
………………………………………………………………………...………..164
Б) Сведения об обычаях
черноморских черкес, 1849 г. (Кучерова). …………….…….168
1. О калыме (плате за невесту).
……………………………………………...………….168
2. О штрафах.
…………………………………………………………………...……..170
Отдел третий. Адаты черкес Кубанской области. ……………………………..…171
Извлечение из
«этнографического очерка черкесского народа», 1849 г. (бар. Сталя). .172
I. Племенной состав кубанских
черкес. ………………………………………………….172
II. Адат, маслахат и шариат.
………………………………………………….………174
III. Аталычество.
…………………………………………………………..………….176
IY. Усыновление.
……………………………………………………………………….178
Y. Кровомщение.
…………………………………….………………………………….178
YI. Воровство и хищничество.
…………………………………………….…………….182
YII. Семейная жизнь.
…………………………………………………….……………..184
YIII. Наследство.
………………………………………………………………………187
IХ. Право поземельной
собственности. ………………………………………………….188
Х. Гостеприимство.
……………………………………………………….……………189
ХI. Поединок. ………………………………………………………...…………………190
ХII. Куначество. …………………………………………..……………………………191
ХIII. Военные обычаи. …………………………………………………...……………..192
ХIY. Сословия черкесского народа.
……………………………………………...……….195
ХIY. Сословия черкесского народа. 1) Князь (пши).
………………………………………197
ХIY. Сословия черкесского народа. 2) Тляко (тляж).
…………………………….………200
ХIY. Сословия черкесского народа. 3) Уорк второй и
третьей степени. ……………..……201
ХIY. Сословия черкесского народа. 4) Крестьяне.
……………………………...…………204
XY. Народные общества у
черкес. ………………………………..………………………204
XYI. Народное собрание.
………………………………………………..……………….206
XYII. Судебная расправа. …………………………………….…………………………210
XYIII. Дефтер 1841 г.
…………………………………………………….……………215
XIХ. Перевод тарикатного
учения. ……………………………………….……………..217
Отдел четвёртый. Адаты горцев Терской области. ……………………..………..234
I. Адаты
кабардинцев. ………………………………………………………...….234
А). Полное собрание
кабардинских древних обрядов, 1844 г. (кн. Голицына). ….…….235
I. Разделение кабардинского
общества или племени на сословия, включая
и класс крепостных людей. ………………………………………………………………………………….235
II. Права и обязанности
каждого класса и отношение одного сословия к другому, включая и духовенство.
……………………………………………………………………………237
III. Какие дела и преступления
в кабардинском обществе должны быть рассматриваемы адатом.
………………………………………………………………………...………254
IY. Общий обряд, суд по обычаям или адату.
………………………………...………….254
Y. YI. Наследственное право всех
состояний. ……………………………………...…….257
YII. Раздел имений. …………………………………………………………………….257
YIII. Обряд духовных завещаний и исполнения по ним.
………………………….………258
IX. Отношения детей к родителям, права последних
на первых. …………...…………….259
X. Взаимное отношение мужа к жене и обратно.
………………………………………..260
XI. Мера наказаний за ослушание князьям и
узденям. ………………………….……….262
XII. Мера наказаний за преступления всякого рода.
…………………………………….263
Б). Прокламации, данные
кабардинскому народу бывшим
главнокомандующим ген.
Ермоловым (1882 г.). ……………………………………………………………….269
1) Прокламация 14 января. ………………………………………………..……………269
2) Прокламация 26 июня. ………………………………………………………….……270
3) Прокламация 1 августа. …………………………………………….………………..272
4) Прокламация 9 августа. ……………………………………………….……………..273
5) Прокламация 29 августа. …………………………………………………………….275
6) Наставление временному суду в Кабарде, 29 августа.
……………………...………….276
7) Формы дел гражданских. …………………………………………….……………….280
8) Формы дел уголовных. ………………………………………………………………..281
II. Адаты малкарцев, урусбиевцев
и карачаевцев. ………………………...……….283
Адаты малкарцев (балкарцев, хуламцев, чегемцев, урусбиевцев и карачаевцев), 1849 г. …………………………………………………………………………………284
I. Разделение племён на состояния.
…………………………………..…………………284
II. Права и обязанности каждого класса и
отношение одного сословия к другому, включая духовенство. ……………………………………………………………..……………..285
III. IY. Какие дела и преступления
в каждом племени должны быть рассматриваемы адатом и по обычаям.
……………………………………………………….…………290
Y. YI. Наследственное право всех
состояний. ……………………………………………291
YII. Раздел имений. …………………………………….………………………………291
YIII. Обряд духовных завещаний и исполнения по ним.
……………………...…………..291
IХ. Отношение детей к родителям и их права на
первых. …………………….………….292
Х. Взаимное отношение мужа к жене и обратно. ………………………….…………….293
ХI. Мера наказания за неповиновение старшинам.
…………………………..………….295
XII. Мера наказания за преступления всякого рода.
…………….………………………295
Приложения.
……………………………………………………………………..297
I. Материалы по библиографии по обычному праву
черкес и малкарцев. …………....……298
II. Указатель предметов, с объяснением главнейших
адатов. ……………………..……..367
Опечатки. ……………………………………………………………..……………….446
Выпуск второй. Адаты осетин,
чеченцев и кумыков, -- свод адатов горцев
северного Кавказа. ……………………………………………………………….……………….447
Оглавление. ……………………………………………………………………………..449
I. Адаты осетин, 1836 г. …………………………………………………………454
Сословия. ……………………………………………………………...………………..454
Преступления и суд по ним. …………………………………………………………….455
Наследование. ………………………………………………………….……………….459
Семейные отношения. …………………………………………………………………..459
II. Сведения об адате, или
суде по обычаям кавказских горцев
Владикавказского округа (осетинских обществ тагаурского, куртатинского и
аллагирского), 1844 г. ……………....461
Предисловие. ……………………………………………………………………………461
Глава I. Разделение общества на сословия.
……………………………….………..462
А. Тагаурское общество. …………………………………………………………….…462
Б. Куртатинское общество. ………………………………………….…………………468
В. Аллагирское общество. ………………………………………………….……………471
Глава II. Об адате. …………………………………………….…………………472
Дела и преступления, рассматриваемые адатом. ……………………………...………..473
Обряд суда по адату. ………………………………………………………...………….473
Глава III. Наследственное право, раздел имений.
…………………………….……477
Глава IY. Отношение членов семейства между собою.
……………………………..479
Отношение детей к родителям и их права на первых.
…………………..……………….479
Взаимное отношение мужа к жене и обратно. ………………………………..…………479
Глава Y. Мера наказания за провинности всякого рода.
………………………...…480
Мера наказания за неповиновение узданьлагам. ……………………………….…..…….480
Мера наказания за преступления всякого рода. ………………………....……………….481
Глава YI. О долгах. ……………………………………………………………….482
III. Древние обряды Дигорского
общества, 1844 г. ………………………..………484
Разделение Дигорского общества
отдельно на сословия,
включая и крепостной
класс людей. ………………………………………………………………………………….484
Права и обязанности каждого класса и отношение одного сословия к
другому, включая и духовенство. ……………………………………………………………………………485
Какие дела и преступления должны быть рассматриваемы адатом и общий
обряд суда по обычаю или адату. ……………………………………………………………….……..485
Права и обязанности каждого сословия. ……………………………….………………..486
Наследство и раздел имений. ……………………………………………………………487
Обряд духовных завещаний и поминовения. ………………………….…………………..488
Отношение детей к родителям и их права на первых.
………………………..………….489
Взаимное отношение мужа к жене и обратно. …………………………………..………490
Мера наказаний за невыполнение приказаний старшин и фарсалеков.
……………….…..490
Мера за преступления всякого рода. ……………………………………………….……490
IY. Выписка о нравах и обычаях
горцев Владикавказского округа, 1849 г. …………493
I. Тагаурское общество.
…………………………………………………………..……493
II. Общество куртатинцев.
……………………………………………………………..494
III. Общество фарсалаг.
……………………………………………………..………….495
IY. Общество кавдасардов.
………………………………………………….…………..496
Y. Общество аллагирцев.
………………………………………………………..………497
Y. Описание вредных народных
обычаев, существовавших в туземных племенах военно-осетинского округа до
настоящего времени, 1859 г. ……………………………….…….498
Обычаи, существовавшие до настоящего времени. ………………………….……………498
Поминки по умершим у христиан. ……………………………………...………………506
Поминки по умершим у магометан. …………………………...………………………..507
Поминки по умершим. …………………………………………………………….……508
YI. Циркуляр начальника
Осетинского округа, полковника Кундухова, относительно кровной мести и
некоторых других вредных народных обычаев. ……………………...….509
YII. Сборник обычаев (адатов), существующих у туземцев
осетинского округа 1866 г. ……………………………………………………………………………...…..516
Адаты по кровным делам. ……………………………………………..…………516
А) в Дигорском участке. ………………………………………………………………..516
Б) в Тагуоро-куртатинском участке. …………………………………………..………518
В) в Аллагиро-наро-мамисонском участке. ………………………………………...…….519
Адаты о калымах. ………………………………………………………………..520
А) в Дигорском участке. ……………………………………………………….………..520
Б) в Тагуоро-куртатинском участке. …………………………………………..………520
В) в Аллагиро-наро-мамисонском участке. ………………………………………...…….521
Адаты о номильусах. ……………………………………………………………..521
Адаты по увозу девушек и по изнасилованию девушек и женщин.
……………..……522
А) в Дигорском участке. ……………………………………………………….………..522
Б) в Тагуоро-куртатинском участке. …………………………………………..………523
В) в Аллагиро-наро-мамисонском участке. ………………………………………...…….523
Адаты по воровству. ……………………………………………………………...523
Адаты по разделу и наследству имущества. ………………………………....…….525
А) в Дигорском участке. ……………………………………………………….………..525
Б) в Аллагиро-наро-мамисонском участке. ………………………………………...…….528
В) у горских племён Сидомонцев и Черазекцев. …………………………………………..529
Г) у Кусогонцев. ………………………………………………………….……………...529
Д) у Нарского и Мамисонского обществ. ……………………………………………..….529
Е) в Тагуоро-куртатинском участке. ……………………………………..……………530
Адаты по захвату земли и нарушению границ. ……………………………………530
Адаты чеченцев.
……………………………………………………………….…531
I. Описание гражданского быта
чеченцев, с объяснением адатного их права и нового управления, введённого
Шамилём, 1843 г. ……………………………………………….531
Глава I. ……………………………………………………………………….….531
А) Происхождение чеченцев. …………………………………………………………….531
Б) Права поземельной собственности. …………………………………….……….…….532
В) Разделение народа на классы и отношение их между собою.
……………………….…..533
Г) Управление. …………………………………………………….……………………535
Д) Призвание князей Турловых. …………………………………………….………….537
Е) Изгнание князей Турловых. …………………………………………………………539
Ж) Надсунженские и Теречные деревни. ……………………….………………………..539
З) Духовенство. …………………………………………………………….…………..540
Глава II. О суде по адату у чеченцев.
…………………………………….………..543
А) Происхождение адата. ………………………………………………………...……..543
Б) Право канлы. …………………………………………………………………..…….545
В) Разбирательство воровских дел. ………………………………………………..…….546
Г) Обряд суда по адату. ………………………………………………………...……….547
Д) Отношение отца к детям и обряд сватовства. ………………………...……………..549
Е) Отношение мужа к жене. …………………………………………………….………551
Ж) Права наследства, духовные завещания и опека. ……………………………………..552
Глава III. О новом управлении, введённом Шамилём.
……………………………..556
А) Правление Шамиля. ……………………………………………………………...….556
Б) Обстоятельства, способствующие Шамилю к утверждению власти своей
в Чечне. …....557
В) Военные постановления. ……………………………………………….…………….558
Г) Меры, принимаемые Шамилём к упрочению своей власти.
……………….…………..559
Д) Управление. ………………………………………………………..………………..560
Е) Военные силы и учреждения. ……………………………………...………………….561
Ж) Награды. ……………………………………………………………………………562
З) Доходы. …………………………………………………………...…………………562
II. Сведения по программе об
адате или суде у чеченцев, 1843 г. …………...………563
III. Сведения об адате или суде
по обычаям кавказских горцев Владикавказского округа (чеченских обществ –
Джерах, Кистин, Галгаев, Цоров, Ингуш и Карабулак), 1844 г. …...567
Разделение обществ на сословия. …………………………….…………………………..567
Об адате и суде по адату. ……………………….………………………………………567
Наследственное право. ………………………………………………………………….568
Раздел имения. …………………………………………………………………………568
Мера наказания за провинности всякого рода. …………………………………………..568
IY. Выписка о правах
и обычаях чеченцев Владикавказского военного округа, 1849 г. …........................................................................................................................................569
I. Народный обычай Джераховского общества.
……………………………….…………569
II. Общество Назрановцев.
…………………………………………………...…………570
III. Общество Галгаевцев, Камбилеевцев и
Карабулаков. …………………………...……571
IY. Общество Кистинцев.
………………………………………………...……………..571
Y. Сведения о величине калыма
и о штрафах, налагаемых согласно определения адата у жителей над-Теречных
деревень, т.е. чеченцев, 1849 г. …………………………………574
1. Величина калыма. …………………………………………………………...……….574
2. Штрафы. ……………………………………………..……………………………..574
YI. Сведения о величине калыма
и о штрафах, налагаемых согласно определения адата у чеченцев над-Сунженских
деревень, 1849 г. …………………………………………….576
YII. Сборник адатов жителей
Нагорного округа, 1864 г. …………………………..578
Вступление. …………………………………………………………………………….578
Убийство. ………………………………………………………………………...…….582
Поранение. ………………………………………………………………………….….586
Грабёж. ……………………………………………………………………...…………588
Воровство. ………………………………………………………………………...……589
Поджог. ……………………………………………………………………………...…591
Прелюбодеяние. ……………………………………………………………………..…..592
Блуд. …………………………………..………………………………………………..592
Безчестие. …………………………………………...…………………………………593
Изнасилование женщины. ………………………………………………………….……595
Увоз девушки или вдовы. ……………………………………………………..…………596
Сватовство. ………………………………………………………….…………………597
Побои. ………………………………………………………………………………….598
Ложная присяга. …………………………………………………….………………….598
Долги. ………………………………………………………………………………….599
Зарезание чужой скотины. ……………………………….……………………………..599
Исковые и тяжебные дела. ………………………………………………………..…….600
YIII. Краткое описание обычаев, существующих между туземцами Ингушевского округа. 60-х годов. ………………………………………………………………...……601
Кровные дела. …………………………………………………………………..………601
Убийство. ……………………………………………………………………..……….601
Присяга. ………………………………………………………………………………..607
Докащик. ………………………………………………………………………………611
Нанесение ран. ……………………………………………………………...…………..614
Головные раны. …………………………………………………………….….………..615
Лицевые раны. ……………………………………………………………….…………617
Раны от шеи до пояса. ………………………………………………………………….618
Раны от пояса до ступней. ……………………………………….……………………..619
Брак. ………………………………………………………………………………...…622
Увоз девушки. ……………………………………………………….………………….623
Изнасилование. ………………………………..………………………………………..624
Нарушение супружеской верности. ……………………………………………..………..626
Развод. …………………………………………………………………………………627
Порядок наследства. ………………………………………………………...………….628
Воровство. ……………………………………………………………………..……….630
Воровство из стад. ……………………………………………………..……………….631
Воровство из сакли и двора. ………………………………….…………………………632
Воровство из хутора или поля. ………………………………………………...………..633
Обыск. ………………………………………………………………………….………633
Обычная плата, взыскиваемая с вора. ………………………………………….……….634
Поджог. ………………………………………………………..……………………….634
Подрезание жил у скота. ……………………………………………………….……….635
Опознание скота и вещей. …………………………………………………………….…635
Проценты на занятый капитал. …………………………………………….………….635
Адаты кумыков. ………………………………………………………...………..637
I. Описание гражданского быта
кумыков, 1843 г. Владение кумыкское. ……..……..637
Глава I. ………………………………………………………….……………….637
A) Описание происхождения князей, разделение
кумыкского народа на классы и отношения одного сословия к другому.
………………………………………………………..……..637
B) Прежний образ управления.
…………………………………………...……………..639
C) Старшие князья в настоящее время.
…………………………………………………640
D) Права поземельной собственности.
……………………………………………….….641
E) Права князей.
…………………………………………………………….………….642
F) Права первостепенных, второстепенных и
третьестепенных узденей. ………………..643
G) Чагары. …………………………………………………………….……………….644
H) Рабы (куль).
……………………………………………………………...………….645
I) Азаты. ………………………………………………………………………………645
K) Духовенство. ……………………………………………………………..…………646
Глава II. …………………………………………………………………………647
A) О суде по адату у кумыков. …………………………………………….…………….647
B) Право канлы.
……………………………………………….………………………..649
C) Воровские дела.
……………………………………………………………...……….649
D) Отношение отца к детям и обряд сватовства.
……………………………………….650
E) Отношение мужа к жене.
…………………………………………………………….652
F) Наследственное право, духовные завещания и
опека. ………………………………….652
II. Сведения по программе об
адате, или суде у кумыков. ..............................................654
III. Сведения о величине калыма
и о штрафах, налагаемых согласно определения адата у кумыкских народов, 1849 г. …………………………………………………….……..656
О величине калыма. …………………………………………………………………….656
Штрафы. ………………………………………..……………………………………..656
IY. Сборник адатов жителей
Кумыкского округа, 1865 г. ……………..………….659
Вступление. ………………………………………………………………………….…659
Убийство. ……………………………………………………………………...……….663
Поранение. ………………………………………………………………..…………….669
Грабёж. ………………………………………………………………………...………671
Воровство. ……………………………...………………………………………………671
Поджог. ………………………………………………………………...………………673
Прелюбодеяние. ……………………………………………………...…………………673
Блуд. ………………………………………………………………………...…………674
Безчестие. ……………………………………………………………………..……….675
Изнасилование женщины. …………………………………………………...…………..676
Растление. ……………………………………………………………………………...676
Увоз девушки или вдовы. ………………………………………………………………..676
Сватовство. …………………………………………………………………………….677
Побои. ……………………………………………………………………...…………..678
Ложная присяга. ……………………………………………………………….……….678
Долги. ………………………………………………………………………………….679
Зарезание чужой скотины. ……………………………………………….……………..679
Исковые и тяжебные дела. ………………………………………………….….………..679
Порабощение. ……………………………………………………………………..…….680
Раздел имущества, переходящего по наследству. ……………………………………...….680
Свод адатов горцев северного
Кавказа (Черноморской линии, Кубанской и Терской областей). ………………………………………………………………………………683
Об адате и о нравах и
обычаях племён, обитающих на северной покатости Кавказского хребта, 1847 г. …………………………………………………………….683
Глава I. Адат и шариат. Правила, принятые в
судопроизводстве кавказских горцев по адату. Обряд суда по адату. Какие дела
подлежат разбирательству адата. ………….….683
А) Адат и шариат. ………………………………………………………………...……683
B) О правилах, принятых в судопроизводстве
кавказских племён по адату. ………..……..685
С) Обряд суда по адату. ………………………………………………………………....687
D) Какие дела разбираются в настоящее время
адатом. ………………………………...688
Глава II. Об образе правления вообще у горских племён и
о правах князей, старшин, узденей, духовенства, простого свободного народа и
крепостного класса. ……………...….689
A) Прежний и настоящий образ правления у горских
племён. ……………………………689
B) Права князей и старшин.
……………………………………………………….……690
С) Права узденьского сословия. ……………………………………………………….….693
D) Права и обязанности духовенства.
……………………………………...……………694
E) Права простого свободного народа. ………………………………………….………..695
F) Состояние крепостного класса народа. ……………………………………………….696
Глава III. О наследственном праве,
разделе имения, духовных
завещаниях и праве опеки. …………………………………………………………………………….…….697
А) Порядок наследия. ………………………………………………………………..….697
B) Раздел имения. …………………………………………………………………...….698
С) Обряд духовных завещаний и право опеки. …………………………………………….699
Глава IY. Права родителей
над детьми и
отношения последних к
первым. О воспитании
детей посредством аталык. ……………………………………...………701
A)
Права родительской власти
над сыновьями у
всех горских племён,
за исключением чеченского.
……………………………………………………………………………...701
B) Ограничение родительской власти над сыновьями
у чеченцев. ………………………...702
C) Права родительской власти над дочерьми.
……………………………………....……703
Д) О воспитании детей обоего пола посредством аталык. ………………………………704
Глава Y.
Права мужа над
женою и отношения
последней к первому. Ограничение прав мужа
над женою. Об обрядах
сватовства и венчания,
а также об
отношениях жениха к невесте. ……………………………………………………………………….705
А) Права мужа над женою. ………………………………….……………….………….705
В) Ограничение прав мужа над женою. ……………………………………………..……708
С) Об обрядах сватовства и венчания, а также об отношениях жениха к
невесте. ………..708
Глава YI. О кровомщении или канлы и о воровских делах.
……………………...…..709
А) О кровомщении или канлы. ……………………………………………………….….709
В) О воровских делах. ………………………………………………………………..…..713
Глава YII. О наказаниях за разного рода преступления.
…………………...………715
A) Штрафы, положенные за смертоубийство.
……………………………….………….715
1) У черкесского племени или адиге. ……………………………………………………..715
2) У кабардинского племени. ……………………………………………………………716
3) У осетинского племени. ……………………………………………………………....716
4) У чеченского племени и у кумыков. ……………………………………………...……717
1) У черкесского племени или адиге. ………………………………………………….….717
2) У кабардинского племени. ……………………………………….…………...……….718
3) У осетинского племени. ……………………………………………………………....718
4) У чеченского племени. ………………………………………………………………..719
5) О штрафах за воровские дела. ……………………………………………………..….719
Приложения. …………………………………………………………………….721
I. Материалы для библиографии обычного права
осетин, чеченцев и кумыков. …………...722
II. Указатель материалов.
……………………………………………………………..790
Содержание. ………………………………………………………………………….…847
Комментариев нет:
Отправить комментарий