Евграф Савельев
Древность казачества.
Археология,
история торговли
и сельского хозяйства
на Дону.
«Едва ли можно встретить в Европе народ, который бы не знал
своей истории, а Донские казаки, в большинстве, как это ни странно, истории
своей не знают…»
Евграф Савельев, 1908 г.
Евграф Савельев, 1908 г.
По широте охваченного материала
это исследование о происхождении казаков и об их месте в истории не имеет себе
равных - ибо это не только изучение трудов древних историков - это так же и
повествование очевидца многих событий. Евграф Савельев сообщает такие
подробности об обычаях и преданиях донских казаков начала прошлого века,
которые современному читателю будет трудно найти в других источниках.
Кто такие казаки? Потомки беглых крепостных, одно из сословий старой России, как обычно утверждает академическая наука? Или их предки испокон веков жили в тех же самых краях - на Дону.
Историк казачества, писатель и краевед Евграф Петрович Савельев, привлекая колоссальный по объёму фактический материал, со страстью и убеждённостью истинного патриота доказывает, что культура казачества во многих своих проявлениях уходит в глубины тысячелетий, что казаки - не случайные пришельцы на своей земле.
Кто такие казаки? Потомки беглых крепостных, одно из сословий старой России, как обычно утверждает академическая наука? Или их предки испокон веков жили в тех же самых краях - на Дону.
Историк казачества, писатель и краевед Евграф Петрович Савельев, привлекая колоссальный по объёму фактический материал, со страстью и убеждённостью истинного патриота доказывает, что культура казачества во многих своих проявлениях уходит в глубины тысячелетий, что казаки - не случайные пришельцы на своей земле.
История казачества, в том числе и Донского, еще мало
разработана, а потому казачье население в массе своей о великих делах
предков своих знает очень немного, о первоначальном происхождении этого
народа не имеет ни малейшего представления, если не считать ни на чем
не-основанных легенд, дошедших до нас на-устным преданием, или
записанных и необдуманно принятых за достоверные факты некоторыми
легковерными историками. Письменных памятников о древностях казачества
очень не много, да и те разбросаны по разным русским и иностранным, мало
изученным архивам и библиотекам; русские же, доступные изучению,
летописные сказания говорят о казачестве весьма сбивчиво, а в
большинстве случаев почти совсем о том замалчивают.
Евграф Савельев.
Формат издания -- 130х207 мм (А5)
Количество страниц --634
Переплет--Обложка 👉КУПИТЬЦена -- 760 руб. Мы отправляем Почтой России в любую точку мира. Отправку гарантируем. С момента отправки вам будет выслан код отслеживания отправления. Ваш заказ отправьте по адресу: zakaz.rf.dkv@gmail.com В вашем заказе должны быть указаны:
1. Наименования книг.
2. Количество
экземляров.
3. Страна получателя.
4.
Область/штат/провинция/район.
5. Наименование
населённого пункта получателя.
6. Почтовый индекс.
7. Адрес получателя.
8. Фамилия, имя,
отчество Получателя.
9. Номер мобильного
телефона для получения СМС-уведомления.
|
К истории
казачества.
(Как нужно писать историю).
История казачества, в том числе и Донского, еще мало разработана, а потому
казачье население в массе своей о великих делах предков своих знает очень
немного, о первоначальном происхождении этого народа не имеет ни малейшего
представления, если не считать ни на чем не-основанных легенд, дошедших до нас
на-устным преданием, или записанных и необдуманно принятых за достоверные факты
некоторыми легковерными историками. Письменных памятников о древностях
казачества очень не много, да и те разбросаны по разным русским и иностранным,
мало изученным архивам и библиотекам; русские же, доступные изучению,
летописные сказания говорят о казачестве весьма сбивчиво, а в большинстве
случаев почти совсем о том замалчивают. Донской архив, в котором, надо
полагать, было не мало ценного материала по данному вопросу, сгорел до-тла в г.
Черкасске в 1744 г.
Читатель скажет, что это все давно забытые дела и вспоминать о них нет
никакого интереса и смысла. Но это далеко неверно. История есть результат
человеческих опытов; опыты же мы можем забыть лишь тогда, когда мы в них более
не нуждаемся, между тем как мы еще и теперь на каждом шагу наталкиваемся на
такие факты, которые нам не понятны с современной точки зрения, но могут быть
объяснены лишь историей. К ним мы можем отнести, с одной стороны проявление
отличительной народной гордости, стремления к властвованию, вероисповедной
нетерпимости и национальной
обособленности, наряду с непросвещённостью масс; с другой – часто
до поразительности быстрый и устойчивый культурный рост народа с прогрессивным стремлением
к владычеству над другими национальностями не путём насилия и страха, а науки и
искусств и вообще культурно-экономического превосходства над остальными.
Взвесить, оценить, объяснить и осветить все это может нам только история.
Историк должен быть беспристрастен, объективен и независим. Это самые
главные его достоинства. Без этих качеств из-под его пера выйдет не правдивая
история данного народа, в научном смысле, а пристрастный рассказ о жизни
одного, с порицанием или умалением исторического значения другого. Такая
история для науки значения иметь не может. Начинающий историк должен это
помнить. Скрывать, извинять и замалчивать требующие порицания действия
исторических личностей – это значит затемнять ход жизни народа и его стремление
к будущему. Говорить во всеуслышание, раскрывать злоупотребления и бороться с
ними – дело науки, которая должна быть руководительницей в нашей жизни.
Благородные мыслители и исторические деятели должны трудиться над развитием
человеческой культуры и утверждением нравственных воззрений в обществе, которое
в этом случае должно быть единомыслящим на пространстве всего культурного мира.
Ничто так рельефно не рисует степени культурности пишущего класса, а
также умственного и нравственного состояния самого народа, как его историческая
литература. Из всех предметов, в которых упражняется перо, эта часть самая
трудная и может
оказаться настоящим
мерилом начитанности и учености писателя, его чувств и понятий. В этом труде
отражаются в полном свете и его собственные познания, и мнения, и нравственный
облик, и, наконец, искусство, приобретенное навыком и упражнением, побеждать
свои страсти, свою самонадеянность, свои и чужие предрассудки в пользу истины и
общего блага.
Может ли
донское казачество похвалиться по части исторической литературы?
К сожалению,
у нас, на Дону, такой литературы, в полном смысле этого слова, слишком мало,
хотя уже достаточно собрано материала для истории этого войска.
Донские казаки, в большинстве не знают даже, кто
были их предки, откуда пришли и почему они называются казаками. Они знают
только, что деды и праотцы их издавна служили Российским Государям и за верную
их службу получали от них разные льготы, привилегии и жалованные грамоты на
владение принадлежащим им ныне землями и угодьями. Вот и все. Вообще у нас, на
Дону, не говоря уже о массе казачества, малограмотной и даже неграмотной, и в
интеллигентной среде историей интересуются мало и книги по историческим
вопросам расходятся слабо. А вопрос об истории казачества поднимался некоторыми
истинно любящими свою родину не раз, даже были и попытки к составлению истории,
но труды эти вообще страдали недостаточною разработанностью исторического
материала, и неудачными заимствованиями и подражанием другим историкам, мнения
и выводы которых, иногда заведомо неверные, принимались как положительные
данные и целиком вносились в эти труды. Поднимался вопрос и о происхождении казачества, но дальше предположительных
выводов не шёл, а выводы эти были: „Донское казачество, по всей вероятности,
происхождения неблагородного, – оно образовалось из беглецов разных областей
Московского государства” и т.д. (Карамзин); или „в Придонских степях собирается
(в ХV в.) вольница из русских беглецов-разбойников” (Иловайский).
Местные историки упускали из
вида, что история целого государства не есть история его окраин. У историков
государства задачи были совсем другие, чем у историков, пишущих историю
какого-либо народа, вошедшего в состав этого государства. Там история окраин
приносилась в жертву центра; выдающиеся события и стремления окраин
замалчивались или объяснялись с точки зрения центра, даже иногда порицались,
как сепаратные. Так, например, в русской истории при покорении Царём Иваном
Васильевичем Грозным Казанского и Астраханского царств о казаках упоминается
лишь вскользь, говорится мельком, между тем как, по достоверным историческим
данным, в покорении Казани их участвовало от 6 до 7 тысяч. Пусть это были
казаки рязанские и мещерские, но достоверно и то, что там была и донская
конница. Казаки, как люди ратные, более других были знакомы с употреблением
пороха и искусством осады крепостей, а потому при подкопах и взрыве казанских
стен они играли первенствующую роль и первые ворвались в проломы крепости.
Такую же первенствующую роль они играли и при покорении царства Астраханского.
„Сведения о том, что Царь Иоанн решился покорить царство Астраханское, донские
казаки, пламенея доказать
усердие своё к Государю, приговорили в кругу своём
вспомоществовать ему. Почему знатная их часть, под начальством походных
атаманов – Павлова и Ляпуна, пошли к Переволоки и, дождавшись тут царских
войск, шедших Волгой под предводительством князя Вяземского, присоединились к
оным”, говорит русский историк. Далее, когда московские войска еще продолжали
плыть Волгой, а часть их, высадившись на сушу, медленно подвигалась правым
берегом реки к Астрахани, казаки, составляя передовой отряд, под Черным
островом нанесли такое поражение Ямгурчею, астраханскому царю, что тот бросил
город и расположился станом в 5-ти верстах ниже него. При вторичном поражении
он с остатками своих войск ушёл в степи и, преследуемый атаманом Павловым на
расстоянии более четырехсот вёрст, успел вскочить в Азов только с 20-тью своими
воинами. Князь Вяземский занял Астрахань без боя.
Российский историк честь покорения
Астрахани всецело приписывает Царю Иоанну Грозному и его полководцу князю
Вяземскому; историк же донского казачества в подобного рода событиях, не умаляя
деятельности и стремлений Российских Монархов к объединению страны и покорению
её врагов, должен быть более самостоятельным и постараться о казаках сказать
правдивую и подробную повесть, не подражая первым и заимствуя от них только то,
что, по проверке, действительно является ценным.
Е.Савельевъ.
Содержание.
Биография. …………………………………
|
4
|
Работы. ………………………………………………….
|
5
|
Награды. ……………………………………………….
|
6
|
К истории казачества. (Как нужно писать историю).…………………………………
|
8
|
Древность казачества. …………………
|
13
|
Глава I. Асуры-Асы и Геты. …………………..
|
13
|
Глава ІII. Геты-Азы и Инды Приазовья. ..
|
29
|
Глава III. Тмутараканская и Донская Русь. ……………………………………………………..
|
50
|
Глава IV. Половцы и татары. ……………….
|
60
|
Глава V. Бродники*.
Епархия Сарская и Подонская. ………………………………………………
|
73
|
Глава VІ-я. Донское поле в ХV и ХVI в.в.
..
|
82
|
Глава VII. Казаки Азовские, Белгородские и Новгородские повольники.
……………….
|
88
|
Глава VIIII. Общий вывод. ………………..…..
|
100
|
Археология. ………………………………..
|
103
|
Доклад действительного члена Донского
областного статистического комитета, надворного советника Е.П.Савельева
комиссии по устройству Донского музея. ……………………………………
|
103
|
Где на Дону был древний город Ахас. …..
|
109
|
Храм
солнцепоклонников на горе Бештау. ……………………………………………….
|
121
|
Археологические
находки в округе
города Новочеркасска. …………………………
|
124
|
Курганы и шляхи р. Маныч.I. Курганы. …………………………………………… |
127
|
II. Шляхи. ………………………………………………
|
140
|
Река Маныч. …………………………………………
|
146
|
Городища дельты Дона.
I. Река Танаис.
……………………………………….
|
152
|
II. Город Танаис — первый. ………………….. |
158
|
III. Танаис — второй. …………………………….
|
164
|
ІV. Танаис 3-й —
Тана. …………………………..
|
171
|
V. Небольшие и малоисследованные городища.
…………………………………………….
|
176
|
Городища нижнего Дона.
I. Темерницкое
городище. ……………………
|
178
|
ІI.
Кизитиринское городище. ……………...
|
185
|
III. Кобяковское городище. ………………….
|
187
|
IV. Город Черкасск. ……………………………….
|
194
|
Очерки по истории торговли на Дону.
……………………………………………………
|
197
|
О торговле на Дону в древнейшие времена.
………………………………………………
|
197
|
О торговле на Дону в ХVІ и ХVІІ в.в. …….. |
216
|
О торговле на
Дону в ХVIII веке. …………
|
219
|
Общество торговых казаков. ……………… |
229
|
Права на торговлю казаков по положения 1835 года. ………………………… |
236
|
О составлении общества торговых казаков по положению 1835 г. …………… |
239
|
О доверенных торгового общества. ……. |
242
|
О правах казаков по внутреннему судоходству. ………………………………………… |
247
|
Краткий обзор экономического состояния Дона за І1-ю половину ХІХ столетия. ……………………………………………... |
251
|
Краткий обзор экономического состояния Дона за 2-ю половину ХІХ в…. |
261
|
Общество торговых казаков с 1875 г. ….. |
266
|
Общество донских торговых казаковв последние годы. ……………………………….. |
275
|
Некоторые из причин, послуживших к уменьшению членов общества донских торговых казаков. ………………………………. |
281
|
Современные права на торговлю казаков войска Донского. …………………… |
298
|
Краткий обзор торгово-промышленного состояния Дона за последние годы.Промышленность. ………………………………. |
302
|
Торговля. …………………………………………….. |
309
|
Прибавление. (Список приложений).
О благотворительной деятельностиобщества торговых казаков. ……………….. |
312
|
О времени посещения дома обществаВысочайшими Особами. ……………………… |
321
|
Доверенные общества донских торговых казаков с 1835 по 1904 год. …. |
328
|
Грамота Царя Михаила θеодоровича 1615 г. Сентября. ………………………………… |
341
|
Рапорт войскового атамана Платоваоб учреждении общества торговых казаков. ……………………………………………….. |
343
|
Именной Высочайший Указ. ……………….. |
346
|
Именные ВЬІСОЧАЙШИЕ указы, данные войска Донского войсковому атаману Платову. Первый, от 23 августа 1804 г. Об основании города Черкаска в удобнейшем местоположении и о именовании онаго Новочеркасском. |
347
|
Второй, от 31 декабря того же года,об утверждении плана города Новочеркасска. ……………………………………. |
349
|
Статья 423 тома ХІ части ІІ устава торговаго, по продолжению 1876 года. |
351
|
Статья 22 ВЬІСОЧАЙШЕ утвержденнаго 19 мая 1887 г. мнения Государственнаго Совета о присоединении Таганрогскаго градоначальства и Ростовскаго уезда Екатеринославской губернии к области войска Донского (Ст. 179 уcт. о пошл. т. V св. зак. изд. 1893 г.). ………………………….. |
351
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила об урядниках и казаках торговаго обществав Донском казачьем войске. ……………….. |
352
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Войсковому Наказному Атаману Войска Донского. ……………………………………………. |
356
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выработанныя Областным Правлением войска Донского правила о порядке возобновления казаками, состоящими в донском торговом обществе, торговых свидетельств и приема новых членовв названное общество. ………………………… |
359
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О продаже виноградных вин в области войска Донского. …………………………………. |
362
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обязанности оценщиков общества торговых казаков. ………………………………... |
363
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О производстве оценки. ………………………. |
366
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Об оценке для залога по обязательствам частных лиц с казною. .. |
368
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Об оценке для обезпечения исков казенных и частных. …………………………… |
368
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Об ответственности лиц, производящих оценку. ………………………………………………… |
370
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Положение о закладах и залогах по разсрочкам в платеже акциза за вино во всех местностях, кроме Царства Польскаго. ……………………………………………
|
373
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий